Эстетика интерьера. Цветовое решение
Умело используя свойства цвета, вы добьётесь в своём жилище гармонии и уюта. Пренебрегая ими, вы легко можете впасть в крайности: создать унылый невыразительный интерьер или, наоборот, излишне пёстрый для повседневного восприятия, а следовательно, утомляющий глаза и мозг.
Все цвета делятся на тёплые и холодные.
Тёплые цвета — жёлтый, жёлто-оранжевый, красный, красно-оранжевый, красно-фиолетовый и все производные от них. Зелёный цвет, когда в нём больше синего, является холодным, если больше жёлтого-тёплым. Тёплые, интенсивные цвета кажутся более близкими, поэтому их называют выступающими. Холодные воспринимаются как далёкие, отступающие.
Холодные цвета — голубой, фиолетовый, синий и вся группа сине-зелёных и сине-фиолетовых тонов. Для комнат с ориентацией на юг желательно применение холодных цветов, с ориентацией на север обычно рекомендуют тёплые цвета. В комнатах, выходящих на юг, можно применять более интенсивные цвета, чем в комнатах, ориентированных на север, где стены должны быть более светлыми (здесь учитывается естественная освещённость).
Колорит — это соотношение всех цветов, входящих в композицию интерьера комнаты или квартиры в целом. Он определяется доминирующими цветами близких оттенков. Например, если в решении интерьера доминируют серо-голубые тона, то при незначительном наличии жёлтого, коричневого и белого он воспринимается в серо-голубом колорите.
Цветовое решение интерьера комнаты или жилой квартиры может быть нюансным или контрастным. При нюансном решении в помещении преобладают мягкие, близкие по тону цвета. Причём, более светлый цвет рекомендуется для больших плоскостей, на которых выделяются тёмные предметы меблировки и убранства. Для контрастного решения характерно гармоничное сочетание различных цветов и оттенков. Мебель с яркой обивкой может быть размещена на фоне пёстрых, насыщенных по цвету и рисунку обоев, контрастно поверхности пола. Однако такое цветовое решение подходит для просторных общих комнат, детских. В цветовую гамму одного помещения следует вводить не более двух-трёх цветов. Большее разнообразие цвета вызывает раздражение, утомляет.
Помещение или всю квартиру можно оформить по принципу контрастности, т. е. сочетания цветов, резко отличающихся друг от друга. Контраст цветов требует тщательного выбора силы цвета, так как в этом случае они используются в полную силу.
Принцип контрастного решения может строиться на сопоставлении двух основных контрастных цветов: зелёного и розового, синего и оранжевого, коричневого и бирюзового и пр. Конечно, это не значит, что все предметы и отделка стен, пола, дверей и т. п. должны быть только двух цветов. Гамма тонов основных контрастирующих групп может иметь несколько оттенков (темнее, светлее, холоднее, теплее), но преимущество двух избранных цветов должно доминировать.
Жёлтый, синий и красный цвета дают самый сильный, ясно читаемый цветовой контраст, например, тёмно-синие стены, текстиль и мебель в красно-жёлтую клетку с деталями белого или чёрного цвета. Чёрный и белый цвета дают самый сильный контраст светлого и тёмного.
Окрашивать потолок обычно рекомендуют в белый цвет, так как он создаёт впечатление простора и воздуха в отличие от тёмного тона, который подчёркивает материальность и массу. Однако если в небольшой, но очень высокой, комнате потолок окрасить в тёмный цвет, а стены — в светлый, холодный тон, она будет казаться намного ниже и просторнее натуральных размеров.
Тёмный потолок приемлем только в том случае, если помещение очень узкое и высокое, но и тогда цвет необходимо выбирать очень осторожно. При недостаточности в помещении дневного света, особенно в районах старой застройки крупных городов, используют светлые тёплые цвета и тона (белый, оранжево-жёлтый, серый, зелёный и голубой), так как они отражают примерно в 1,7 раза больше солнечного света, чем другие. В южных же районах страны используют более тёмные цвета, поглощающие избыток света (синий, тёмно-голубой, терракотовый).
Выбирая соотношение цветов, необходимо учитывать взаимосвязь помещений, что особенно важно в небольших квартирах, где все комнаты могут просматриваться через дверные проёмы. Если мы входим в комнату, окрашенную в жёлтый цвет, а затем в комнату, окрашенную в красный цвет, то это может вызвать нарастающее состояние подъёма, активности, и наоборот, при возвращении из красной комнаты в жёлтую нам кажется, будто мы становимся легче. Последовательность смены цветов в пространстве очень важна в программировании настроения. Каждому помещению квартиры присуща определённая значимость, которая особенно проявляется при переходе из одной зоны в другую, от одного функционального процесса к другому.
В квартире важны последовательности: прихожая — кухня — общая комната; кухня — коридор — ванная; спальня — коридор — ванная.